02:50 

О косплее и сценаристах

Ode To Joy
Sapienti Sat
Я же тебе говорил: делаешь кассовый фильм, делаешь авторский фильм... Однажды надо сняться в фильме друзей, которым должен услугу.
Взгляд в камеру.

~ Бен Аффлек в роли Бена Аффлека в фильме "Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар".


После разговоров с Легато о косплее, косплеерах, сценариях, фэндомах и прочем со всем этим связанным, а в частности после того, как она сказала, что люди, желающие иметь сценарий, никаких идей для сценария не дают, мне подумалось поразмышлять о работе сценариста-для-косплеев. Разумеется я значительной степени теоретик в этом плане, ибо сценариев сам ни разу не писал, только редактировал, озвучивал и играл, однако с самими фестами знаком и, смею надеяться, что имею о них достаточное представление, чтобы размышлять о вещах с ними связанными.

- Фрай, но здесь дальше ничего нет!
- Ну я писал это час, думал, что и играть тоже будут час.

~ Беседа Филиппа Джея Фрая, курьера из компании Межпланетный Экспресс, о его сценарии, написанном для шоу "Одинокая женщина адвокат" для того, чтобы пришельцы, недосмотревшие последнюю серию этого шоу тысячу лет назад, не уничтожили Землю и актриссы, играющей роль. Происходит во время прямого эфира.


Подумалось мне о том, что первая проблема, как я считаю вообще всех (по крайней мере Минских и Московских, ибо с другими не знаком) фэстов в первую очередь в регламенте по времени. Не в самом нём, разумеется, ибо ограничения по времени должны быть, разумеется, а в тех ничтожных минутах, которые отводятся на сценки, соревнующиеся друг с другом за звание лучшей. Разумеется, всегда можно запилить сценку "вне конкурса" на полчаса и даже больше, но, согласитесь, немногие будут согласны тратить свои собственные финансы на костюмы и реквизит (а здесь одно из отличий от настоящего театра - в том, что актеры сами платят за всё и при этом на сцене имеют в конкурсе, лол, 10 минут), даже не ради того, чтобы победить в соревновании с другими такими, а просто что-то показать зрителю или пропиарится. Немногие могут позволить себе роскошь выкинуть столько собственных (или выпрошенных у родителей) денег даже не просто ради идеи, но и ради пиара. Поэтому перед сценаристами стоит очень сложная задача - написать сценария всего на 10 минут, но сделать это так, чтобы: понравилось "среднему зрителю" (а значит понатыкать туда смехуечек и экшена), понравилось "среднему критику-из-жури-который-тоже-средний-зритель-но-уважаемый-и-известный-в-узких-кругах-и-от-этого-считающий-себя-выше-смехуечек-и-экшена-но-который-на-самом-деле-любит-их-всей-душой" (а значит помимо вышеназванных вещей умудриться засунуть туда какую-то сюжетность, связность и идею) Иногда это получается хорошо (смотри например победителей Хигана-2012), но в любом случае сценаристу и постановщику приходится идти на компромисс и если идея - то не такая, до которой зритель сможет дойти сам, а затем подумать над которой, которая демонстрируется в действиях и эмоциях, а такая, что выдаётся прямым текстом. И самое печальное, что это не недостаток сценариста, а просто иначе - не то, чтобы совсем уж невозможно (можно всё таки найти, например, годные короткометражки, но все они имеют ту или иную часть пожертвованную во имя чего-то другого), но, учитывая все мелочи (несвободность в характере персонажей, некоторая несвободность в сеттингах и взаимоотношениях, в общем всё то, что называют "канон";) - задача весьма и весьма сложная даже для того, кто сценариями зарабатывает себе хлеб, для профессионалов такого дела, не говоря уже о любителях.

Позволив себе небольшое отступление, я хочу отметить, что я пишу больше не о том, "как тяжело сценаристам", а о том, почему, на мой взгляд, фесты такая унылота и отстой, заставляющая зрителей чувствовать себя примерно как

У меня есть некоторые мысли, касательно того, что может быть сделано в пользу улучшения ситуации, но, я думаю, уместнее будет их отложить или на потом или хотя бы до "ближе к концу" данной записи.

Ещё одна вещь, о которой я вскользь упоминал выше, это то, что и для кого пишет сценарист. К этому в первую очередь относился эпиграф к данной заметке, про "кассовый, потом авторский, а как-нибудь услугу". Условно говоря "Для зрителя, для себя, для друзей". И хотя сказано оно было касательно фильмов, но, я думаю, это можно применить и для театра и даже для жалких десятиминутных сценок на анимешных фестах. И следующая причина унылоты на фестах, на мой взгляд, в том, что немногие следуют в данном порядке, а, как я сам мог убедиться, ибо, на свою беду, участвовал в таких проектах, только придя, начинают с авторского (сделанного понятным для себя, с установкой "зритьель не поймёт? Значит тупой", сделанного чтобы потешить своё ЧСВ и показать - я звезда (кстати здесь тоже можно провести параллель с Гражданином Кейном) и т.д.) и ппродолжают авторскими. Но правда в том, что такие псевдо-арт-хаусные вещи редко интересно смотреть. Интерес ведь рождает не только экшн, но и умение грамотно подать какую-то идею, а создатели таких работ умудряются заставить зрителя заскучать меньше чем за 10 минут. Играет конечно свою роль то, что авторские фильмы - это самолюбование, всегда. Это "смотрите какая гениальная хрень творится у меня в голове. Вот здесь солнце, здесь быки пашут землю - пусть это будет означать слово стол!". Дело ведь даже не в том, что выбирающие неправильный порядок всегда пишут сценарии плохие (зачастую очень даже и неплохие), а в том, что зритель более склонен к тому, чтобы задуматься над авторской идеей того автора, работа которого ему уже однажды когда-то понравилась. Можно быть уверенным точно в том, что зритель, смотрящий "авторское" после "кассового" будет хотя бы заинтересован до самого конца и будет пытаться поразмыслить с тем, чтобы понять задумку автора и уже это занятие будет для него интересным.
Ну и следующее - это то, что фандом накладывает свои ограничения. То есть сложно вложить какую-то идею в сценку по фандому, если в самом фандоме идеи глубже "стреляй во всё, что движется и бей всех, кто против нас" - нет. Вдобавок существует такой парадокс, что если вложить ту же самую идею, что и в оригинале, один в один, то зрителю не будет интересно - ибо он это же уже видел, знает, слышал, в общем - репост. А если вложить, что-то, совершенно не вяжущееся с каноном, тогда это просто не будет воспринято уместным, будет выглядеть странно и смешно в плохом смысле этого слова. Поэтому автор должен, ориентируясь на общую схему идеалов, морали и этики героев, вложить в них что-то своё, то, о чём они в оригинале не думали и что не делали, но что они могли бы думать и делать, согласно их личностным характеристикам. Я смотрел не так много аниме и не так много читал манг, но те, в которых я участвовал, первые две, были сугубо пересказом сюжета за 10 минут. Особой эпичности добавляло то, что, например, в самой первой моей сценке пересказывался сюжет недописанной (!) манги, о которой, к тому же, никто никогда ничего не слышал. Такие вещи не могут быть интерресны зрителю, поэтому в ПрезрительныхСимпатиях (с) я подозреваю лояльное ко мне или к нашему коллективу жюри. Хотя кто там в жюри был я, лол, даже не знаю.

Закончить хотелось бы тем, что мне, помимо всего выше записанного, в голову пришло пару идей касательно фактически написания сценариев. Надо будет их с кем-нибудь опытным обсудить или просто самому обдумать. Я бы мог конечно обсудить их с отцом, но он, хоть и старый опытный театрал, но всё же не сценарист, а режиссёр/импровизатор, да и играл он в настоящем театре, а здесь мы имеем дело с жалкой на настощий театр пародией. Ну и одна, к примеру, идея о том, как можно бы было улучшить наши фесты. Дефилейщиков, тысячи их, убрать из номинаций и со сцены вообще, но всем подавшим заявки в дефиле и прошедшим отбор - бесплатный вход, гримёрка, фотоугол, все дела. Караокеров, при выступлении которых 60% зрителей выходят из зала - выкинуть вообще. Всё время - под сценки, не увеличивая их количество, или увеличивая незначительно. Да, в плане объёма, написать сценарий на 45 минут сложнее, но зато легче за 45 минут раскрыть какую-то интересную идею и сложнее напихать на 45 минут плоских смищнявочек. Сценаристов в сообществе может и не так много, чтобы в каждой команде был хотя бы один человек, способный написать чего-то годного и длиннее 10 минут, но можно же "аутсорсить" сценарии, заказывать. Короче идея в том, чтобы приблизить косплей-сценки к настоящим театральным постановкам настолько, насколько это возможно. Все равно же все приходят на фесты имеенно ради сценок - так не дать ли для сценок больше времени, если они - самое важное?
Я бы написал ещё про Гражданина Кейна, который сегодня посмотрел, но как-то неохота мне. Тому, кто смотрел или слышал, я ничего нового не скажу, а тот, кто даже о нём не слышал (ибо если человек о нём слышал - он просто не мог такой фильм не посмотреть) и сентенции мои, весьма вероятно, мимо ушей пропустит. Годный фильм, посмотрите его, я говна не посоветую, те, кто со мной знаком это знают. Как-то так.

URL
Комментарии
2013-03-27 в 22:20 

~Хару-Ичиго~
На словах ты фея Винкс, а на деле – Джа-Джа Бинкс.(с)
Я не осилил всю простыню, но как человек, который пишет сценарии для косплеев и фестов могу сказать: СОЧИНЯТЬ ШУТКИ ТЯЖЕЛО БЛЕАТЬ. Особенно в одиночку. Особенно принимая во внимание, что чувство юмора у всех разное. Особенно когда у тебя сроки. Особенно когда ты не в фандоме. Особенно так, чтобы шутку поняли все в зале, а не только кучка избранных. Даже если будет хоть ОДНА хорошая, запоминающаяся шутка за всю сценку, это уже успех.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Слепящее Безумие

главная