17:51 

Мысли по прочтению Апологии (половины)

Ode To Joy
Sapienti Sat
Читаю Апологию и узнаю в ней своё мировоззрение - стремиться в одиночку изменить мир, борясь со всеми несправедливостями, бесчестьями и беззакониями сразу - неверный путь и невозможный к исполнению. Но действовать частными методами, показывать каждому отдельному человеку на его несовершенства, исключительно в стремлении помочь ему самому их увидеть, устыдиться их и встать на путь их исправления - вот верный путь и то, на что один человек может быть способен. Те, кто знаком со мной и кто хоть раз слышал мои рассуждения, поймут, что я не стремлюсь сейчас приписать себе мысли Сократа, которых у меня до прочтения не было, а я действительно говорил и думал всё это задолго до того, как впервые (сегодня) сел за прочтение Апологии.

Впрочем есть и разница. Сократ говорил ко всем, кого находил несовершенным, я же, видимо имея более слабую волю, не могу найти в себе силы говорить к людям, которые невежественны (то есть не мудры и не стремятся к мудрости), не могу найти в себе силы говорить к кому-то, кроме тех, кто, как говорил Заратустра, "сам захочет пойти за мной туда, куда я поведу", я не могу говорить с представителями толпы, и, к сожалению, не могу найти в себе силы говорить к тем людям, которых считаю своими друзьями, товарищами, которых, несмотря на отсутствие страха потерять, я всё же не могу упрекать в их несовершенствах с тем, чтобы они сами действительно начали презирать эти вещи в себе, а не отмахиваться "да, я знаю, что это нехорошо, но...", и начали стремиться к тому, чтобы улучшиться. Во мне вечно борются стремление помочь человеку быть человеком со стремлением не нанести человеку травму, не обидеть и не вызвать негативных эмоций, хотя именно в вызове негативных эмоций и заключается единственный возможный способ для человека исправлять свои недостатки. Ибо что ещё может заставить людей стыдиться своего вниманиеблядства, своей глупости, своей невежественности, своего лицемерия? Только когда им будет плохо, от того что они такие, только когда они в полной мере осознают глубину своего падения и обнаружат себя на дне морально-этических стандартов, когда они поймут, что они не хочется быть ничтожествами - только тогда они смогут измениться. Но люди довольны своим статусом, они довольны тем, что они ничтожны с своих попытках привлечь к себе внимание, тем, что они глупы, тем, что они лживы, и что ещё более ужасно - они находят в этом повод для гордости. Тот, кто всем удовлетворён и не испытывает негативных эмоций - никогда не станет стремиться к чему-то большему, чем он есть. Для преодоления именно этого противоречия в себе (между идеализмом и человеколюбием) мне нужна воля сейчас, вот к чему я буду стремиться сейчас, помимо стремления к улучшению собственных мыслительных способностей.

Платон искал такое государство, которое бы не убивало Сократа, а сейчас мы имеем такое общество, в котором не может существовать Сократа в полной мере. Чем занимался Сократ - тем, что ходил и в помощью бесед показывал человеку его собственные недостатки, заставляя его самого о них сказать, заставляя взглянуть им в глаза. В обществе чести, доблести и героев, человек, взглянувший в глаза своим недостаткам не смог бы дальше с ними жить и мириться - вот на что рассчитывал Сократ и тогда, в Древней Греции это было действительно возможно. Кто сейчас, взглянув в лицо своим недостаткам осознает их как нечто плохое? Кто сейчас, осознав часть себя, как нечто плохое, будет стремиться от этого избавиться? Люди безвольны, безвольное общество - вот основа общества потребления. Задайтесь вопросом - почему люди не могут бросить курить, несмотря на то, что нет в этом никаких материальных профитов, одни убытки. И люди это знают и осознают, но они не просто не могут бросить курить - это их не сподвигает даже стремиться бросать. Что говорить о низменных качествах человеческой души, которые можно использовать для получения материальных благ, если у людей нет воли, чтобы отказаться от чего-то убыточного, как можно надеяться на то, что у них будет воля на то, чтобы отказаться от чего-то, сулящего материальный достаток?
И то, что одиночка не может изменить общественный взгляд на такие вещи и стремится изменить лишь отдельных людей - несомненно похвально, ибо это не бездействие, но даже среди таких частных людей - лишь единицы действительно осознают то, что делает для них Сократ но и эти единицы потонут в море меркантильных невеж. Потонут в большинстве. До тех пор, пока система общественных взаимоотношений позволяет людям игнорировать мораль, этику и высокие идеалы - люди будут это делать, потому что безвольные существа стремятся как можно сильнее упростить своё существование, сделать его "естественным". Но что есть естественное для человека? Естественное суть природное, естественное - суть то, что приближает нас к животным и отдаляет нас от самой сути человека. То, что наиболее естественно - то в наименьшей степени подходит человеку. Как заставить людей стремиться к тому, чтобы отходить от бытия по духу Человеком Умелым. к бытию по духу Человеком Разумным? Как заставить людей захотеть быть чем-то большим, чем они являются? Вот на какие вопросы я в первую очередь хочу ответить, размышляя над правильной организацией общества и государства.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Слепящее Безумие

главная