21:30 

Разочарования и Неожиданная Аналогия

Ode To Joy
Sapienti Sat
Возвращаюсь к этой, не особо приятной, теме, ибо давно хотел записать многие свои ощущения. Долгие вступления были в предыдущей заметке, так что здесь напиши прямо - я стал всё сильнее и сильнее разочаровываться в многих людях, с которыми общаюсь. Разочаровываться до такой степени, что общаться с ними начало пропадать всякое желание, хотя раньше (не так давно) никакого раздражения от общения с ними не было. Слушая чужие разговоры и слушая то, что говорят мне, я начал делать определённые выводы и сейчас удивляюсь, почему я не сделал таких выводов раньше, что мне мешало? Забегая немного вперёд, хочу сказать, что даже мой Падаван уже очень давно высказал мнение касательно одного человека из моего круга общения, а я только сейчас пришёл к тому же выводу. Впрочем, не суть важно, почему не раньше, а именно сейчас, дело не в этом. А важно то, что я понял, что я, в первую очередь, не могу с этими людьми ни о чём поговорить.

При чём "поговорить" здесь значит далеко не пустой трёп о погоде или о чём-то мелочном, это мне очень неинтересно. Все эти темы, которые они обсуждают... Я слушаю и не вижу никакой продуктивности, в их беседах нет пользы друг для друга и смысла. Это информация о событиях, зачастую мелких и незначительных, не имеющих никакого влияния ни на что, это слухи и сплетенки, это "teh drama", это болтология, это пустословие. Наверное, я просто устал от пустословия, в котором сам, насколько мог, всегда старался участия не принимать. Моё мнение о правильной беседе таково, что она должна нести некоторый поучительный смысл, должна заставить одного из собеседников (или обоих) задуматься о чём-то, понять что-то, как-то повлиять на мысли. Поэтому мне и не интересно с ними - многие из них совершенно не воспринимают и не считают себя нуждающимися в советах и поучениях, которые призваны как-то улучшить их как личностей. Некоторые из-за того, что принимают философию толпы - даже если вещь объективно плохая, но социально приемлема большинством и большинством осуществляется - за такую вещь нельзя осуждать. Таким людям мне нечего сказать, ибо они глухи к любым советам, они глухи, как стена и никакие увещевания на них не подействуют. Они будут продолжать опускаться, каждый раз приговаривая "Да, я знаю, что это нехорошо, но...". И не только отсутствие возможности для поучения меня огорчает в таких людях. Огорчает ещё "погружённость в быт", когда прагматизм довлеет над всем остальным, над высокими идеалами, над мечтами и стремлениями. Приземлённость, и приземлённость плохая, "глуховщина", как я, после прочтения "Миллиарда лет до конца света" Стругацких, это называю, ибо в конце концов сводится это всё в конечном итоге к "чарке и шкварке", условно говоря, конечно. Я прозрел, когда человек, мечтой которого, по её словам, было изучение Японского языка, осудила мой выбор о потере года в универе, для того, чтобы изучать этот самый язык. Именно от неё я ожидал одобрения (ибо, когда мечта не подразумевает собственничества - тот человек радуется общности стремлений) и именно от неё я получил первое осуждение. Именно тогда я прозрел и понял, что моя Падаван была права, именно тогда, в момент, испарилось "снисхождение к друзьям" и мышление стало приобретать всё большую трезвость. Именно у таких людей, как она, из толпы, наступает то, что называют кризисом середины жизни, когда до них доходит, что они прожили то много и может заработали много и может с точки зрения материализма достигли многого, но духовно - они никто, они ничего не достигли в сфере мышления, да даже просто не исполнили свою Большую Мечту, гоняясь за длинным рублём или за Семейным Бытом. В их сознании, впрочем, это выглядит абстрактно и бесформенно и зачастую они вычленяют оттуда только "я ничего не достиг" и тогда начинается время понтов дорогими машинами и поиском необычных удовольствий или ещё чего-то.

Впрочем, я отвлёкся. Меня разочаровывает всё это, и разочаровывает то, что я не увидел этого в этих людях раньше. Я не могу поучать тех, кто сам жаждет поучать, тех, кто знает, как правильно и старается так поступать. Впрочем, с такими людьми приятно беседовать, они зачастую умны и тоже думают интересные мысли, которые отличаются от моих, и именно поэтому с ними интересно общаться. Однако в реале я или вижусь с ними нечасто, а если вижусь - то или по делу и на пространные обсуждения нет времени или ситуация не благоволит (Л.) или же из-за наличия вокруг людей, не входящих в эту категорию, не выходит перевести тему на плодотворное обсуждение чего-либо (Е.). Касательно второго минус ещё и в том, что ты привыкаешь, что с этим человеком не получается ничего обсудить и ты перестаёшь пытаться, даже когда никто не мешает; тема просто не переводится. И я не могу поучать тех, кто просто глуп, не туп, а по-доброму глуп, таких людей называют "недалёкими". Они просто не в состоянии переварить и обработать знания в эффективную для себя материю; им ещё нужно вырасти, в духовном смысле, для того, чтобы быть готовым для наставлений, они должны перестать быть детьми.
Меня очень радовала моя Падаван, потому что она была из той редкой группы людей, которые понимают, что они несовершенны и видят, что тот или иной человек в состоянии помочь им некоторое несовершенство преодолеть. Они приходят с вопросами, желая получить твой ответ, а затем обсудить его и понять, почему был дан именно такой ответ (ведь знание без понимания ничего не значит), я их называю Ученики, и они ещё более редки, нежели Наставники, не говоря уже о Толпе-со-Стеной. Проблема каждого Наставника в том, что нуждается в учениках, несмотря на то, что беседы с другими мыслящими, с другими Наставниками, доставляют ему также удовольствие, но именно через Учеников Наставник может реализоваться как Наставник. Это как известная мысль о том, что раба не существует без хозяина, но и хозяином человек не может быть, если у него нет раба. Мне жаль, что моя Падаван перестала задавать вопросы и потихоньку строит стену и погружается в быт.

Единственный человек-Наставник, с которым я общаюсь, каждый раз, когда вижусь, именно в этом качестве - это мой отец. Как ни странно, но, несмотря на зрелость, как в возрасте, так и в сознании, он человек размышляющий, человек, не закостеневший в своих взглядах, человек, способный взглянуть на свою точку зрения под углом, который ему предлагает собеседник и способный увидеть там изъяны. И, в то же время, способный показать такие же изъяны и в точке зрения другого человека. Вспоминая всех своих родственников и друзей в реале - могу сказать, что только он один одновременно и способен на такое и демонстрирует, что он способен. Когда я прихожу, он рассказывает о том, о чём он думал в то время, пока мы не виделись, а не о том, что случалось, пока мы не виделись. В этом и состоит коренная разница между Наставниками и Обывателями, Толпой - им интересно рассказывать и слушать о мыслях, а события в их разговорах приводятся как декорации возникновения мыслей.
Я разочарован, потому что устал от изложения событий без изложения каких-то мыслей и размышлений по этому поводу. Я разочарован, потому что устал от пустопорожней болтовни. Я разочарован, потому что (я могу сделать такой вывод совершенно объективно) мои когнитивные способности улучшились, и я стал лучше видеть людей. Воистину, многие знания - многие печали, но тот, кто откажется от знаний, от размышлений, основываясь на таком принципе - в итоге превратится в Глухова и ему будет сложно что-то сделать, чтобы вернуться, ибо паутина социальных требований будет его очень сильно держать. Конечно тот, кто смог бы вырваться из неё даже тогда - тот поистине достоин уважения. Однако потонув в ней - уже не выплыть.

А что касается неожиданной аналогии, то там вышла довольно забавная история. Стало быть, я уже которую неделю хожу разочарованный и грустный, от того, что мне хочется наставлять, ибо я люблю людей (как человечество в целом) и жажду сделать хоть кого-то из них лучше. Плюс к этому я думаю о том, что большинство людей не любят думать и не любят, когда их провоцируют на подумать. Кроме того, мне приходит в голову мысль о том, что не надо говорить с толпой, а надо искать Учеников, то есть тех, кто выражает активное желание быть обучаемым. И в довершение мысль о том, что Наставник реализуется через учеников, которые внемлют ему. Это если вкратце.
В это воскресенье я решаю начать перечитывать Ницше, в частности "Так говорил Заратустра" и что же я там вижу с первых страниц? Заратустра спускается с гор, ибо чувствует себя "чашею, переполненной и готовой излиться", говорит, что желает говорить к людям, потому что он "любит людей". Он вопрошает, "что было бы счастием солнца, если оно не светило бы каждое утро на меня, моего орла и мою змею, давая нам тепло?". Он спускается с гор и встречает старца, который говорит ему, что "людям не нужно, то, что несёшь им ты, жаждут они лишь того, чтобы ты взял то, что у них уже есть и шёл с ними рядом". Он идёт в город и безрезультатно говорит к толпе о сверхчеловеке и последних людях, затем несёт труп погибшего канатного плясуна, ложится спать. А на утро думает о том, что "мне нужны спутники, и при том живые, не мёртвые спутники и не трупы, которых ношу я с собою, куда я хочу. Мне нужны живые спутники, которые следуют за мною, потому что хотят следовать сами за мною – и туда, куда я хочу. <...> Cпутников ищет созидающий, а не стад и не верующих, созидающих так же, как он, ищет созидающий"

Я был весьма поражён, поняв, что я самостоятельно пришёл к таким же выводам и мыслям, что и герой произведения Ницше, мне это польстило. Кстати Ницше стал одним из тех маркеров, на основании которых я сделал вывод об усилении своих когнитивных способностей. Я начинал читать его раньше, но я не понимал много, пухла голова и было очень тяжело. Сейчас же, когда сел перечитывать, я внезапно обнаружил, что я его понимаю, понимаю что имеет в виду Заратустра, когда он говорит то или другое, полистал Странника и его Тень - и тоже всё стало гораздо понятнее выглядеть и быть. Другими маркерами стали два произведения Стругацких (Жук в Муравейнике и Волны Гасят Ветер), которые я читал раньше и которые мне показались тогда унылыми, скучными и непонятными, ибо жаждал я только сюжета, событий и приключений, а когда их перечитал пару недель назад - они предстали передо мной в совершенно ином свете - я понял, какая идея в них заложена и я был восхищён ими. И я был рад тому, что я сам изменился, что изменился уровень моего понимания и качество и сила моего разума.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Слепящее Безумие

главная