01:41 

Разочарования и Порочная Система

Ode To Joy
Sapienti Sat
В голове достаточно много мыслей сейчас крутится и мне внезапно хочется записать их всех разом, а не дробить на отдельные заметки касательно каждой мысли в отдельности. С одной стороны потому, что когда я так планирую, потом в итоге все равно ничерта не пишу (вон сколько раз писал о том, что надо бы написать о дружбе, этике и ещё чём-то там, а где результат? Хотя вру, о дружбе я и так написал, только нее здесь, а об этике просто лениво репостить, но тем не менее), а с другой - все эти разные мысли в некоторой степени связаны друг с другом и можно объединить их под общей темой - разочарования.

Но начну я наверное не с самих разочарований, а с интересной мысли (или даже цепочки мыслей), которая мне пришла сегодня в голову, и которую, мысль, а не голову, можно будет включить в трактат об идеальном государстве/обществе, который хоть ещё и не пишется, однако весьма неплохо обдумывается. Начать хочу с того, что на днях мне попался в руки томик собрания сочинений В.И. Ленина, который я совершенно случайным образом открыл на том месте, где он пишет про отмирание государства и переход к коммунизму. Меня позабавило, что за аксиому взято, что "человек изменится и станет новым коммунистическим человеком, который не будет злоупотреблять своей возможностью 'брать по потребностям', в отличие от человека современного, который несомненно такой возможностью бы злоупотребил", однако (по крайней мере в той главе, я целиком не читал, но и отсылок никаких не было, ни назад, ни вперёд) не было описано, что делает современного человека "немогущим быть коммунистичным" и соответственно не было описано, как можно помочь человеку измениться. Ведь как ни крути, а у государства есть много рычагов модификации человеческой натуры, главное знать как и куда прилагать усилия. Это я к тому, что мысль мне пришла в голову именно о том, что и для того идеального общества/государства тоже необходимо некоторое изменение человеческого сознания. Вернее... Эта мысль была и раньше, однако сейчас мне пришла в голову мысль об одной вещи, что именно и нуждаются в корректировке, для того, чтобы сознание изменилось.

Я подумал о том, насколько порочной является одна важная часть системы современного образования - система оценок. Именно все те пяти, десяти, сто, сколько угодно балльные системы. Слушая рассказы некоторых своих друзей и товарищей, а также случайно подслушивая чужие разговоры в универе или иногда в кафешках, я пришёл к выводу о том, что в системе образования самой плохой вещью является именно система оценок, именно все "отметки". Рассказы были например о том, что "Я получила вчера 10 по английскому за слова" и в то же время неспособность ответить на вопрос об этих словах и вообще о том, что это были за слова. Или например "Я получила 9 по физике", и пожимание плечами на вопрос о том, какая у них собственно то сейчас тема, заданный даже не с целью проверить, а с целью поинтересоваться. Или например возмущение тем, что "Я списал и он списал, работы у нас идентичные, но мне 4, а ему 5, препод козёл и сволочь". Порочность системы оценок, выступающей в роли некоторой системы "кнута и пряника" в процессе обучения, в том, что она ведёт к таким вещам, как подмена приоритетов, то есть к погоне именно за этим пряником, а не за тем, что на самом деле является целью обучения, - не за знаниями. И, как следствие из этого, появляется такая вещь, как списывание, одна из тех вещей, которые традиционно считаются "социально приемлемой ложью", то есть той ложью, за которую твои друзья и товарищи тебя не осудят, а наказать вообще могут только враги. Списывание есть квинтэссенция погони за пряником, погони за циферками. Эффект кнута кстати тоже оказывает негативное влияние на систему образования - человек списывает, потому что боится стыда перед собой, перед товарищами (с которыми его будут сравнивать другие люди, да и он сам; несомненно сравнить "5" и "8" быстрее, нежели чем устраивать полноценную проверку того, кто более успешен и усвоил материал). Человек страшится плохих оценок и отчаянно стремится к хорошим. Привыкая к этому с ранних лет (а погоня за циферками начинается с самого первого класса, если не раньше), человек привыкает подменять стремление к результату стремлением к оценке (при допущении отсутствия результата). Именно это является недопустимым в том обществе, которое видится мне, ибо для того, чтобы человечество развивалось и процветало каждый его член, или хотя бы большинство должны быть нацелены на результат во всём, что они делают. Необходимо не давать укореняться в сознании стремления к циферкам, необходимо уничтожить систему отметок. Человек должен понимать, что если он пишет работу или отвечает на уроке - он не зарабатывает себе циферку, на будущее, он проверяет в первую очередь сам себя, он открывает себя для анализа и для того, чтобы ему помогли осознать свои ошибки, которые неизбежны, и исправить их. Чтобы помочь трезво оценить собственные знания и возможности, чтобы знать, на что обратить внимание и что стоит улучшить, в каком именно направлении работать над собой. Институты образования должны представлять из себе не институты выдачи и оценивания знаний, а институты усвоения знаний и помощи в этом.

В общем и целом это достаточно краткое и сокращённое изложение той части моей системы общества, что касается систем образования. Ведь эффективность системы образования - ключ к появлению действительно высококачественных специалистов, по настоящему образованных людей, которые станут основой нового общества. Поэтому именно это отсутствие оценивания, о котором я напишу подробнее и более развёрнуто, например о том, как будет организована система проверки знаний, на что именно она будет заменена и прочее, насколько это возможно, должно стать одним из главных её принципов работы. Ах да, и ещё. Я собираюсь попросить всех преподов в университете (тех, кто ставит оценки; я так рад на самом деле, что Елецкая, которую все страшатся больше всего на 2ом курсе, не ставит оценок за работу; я не думаю, что она разделяет мою идею об отсуствиее оценок, однако я ей благодарен, потому что благодаря ей, я знаю, каково это, что-то делать, не для того, чтобы получить за это оценку, а чтобы непосредственно узнать, насколько хорошо ты это в состоянии делать) не говорить мне никаких оценок, даже если они и ставят их куда-то себе. Ведь по сути не сами оценки вредят, а то, что учащиеся их знают - если бы не знали - не было бы за чем гоняться и до тех пор, пока я их могу знать, какими бы высокими ни были мои идеалы, оценки будут совращать мой разум, ведь стремление к тому, чтобы быть позитивно оцененным в любых мелочах - естественно для человека сейчас (и именно эту естественность необходимо искоренить для моего общества). В целом в системе убрать их вообще будет проще, чем прятать, ибо если прятать в глобальном масштабе - ничего не изменится, ведь все будут их искать. Однако на данный момент это не в моих силах. что в моих силах - это именно попросить скрывать их от меня, ведь я знаю, что я не буду их выведывать и искать.

Возможно у меня получилось записать свои идеи несколько сумбурно, однако я уже давно ничего не писал, возможно скилл фиксирования мыслей в текстовой форме в некоторой степени ухудшился, но я честно старался обойтись без корявостей. Стоит кстати как-нибудь проверить и свои ораторские способности. Скорее бы запустили факультатив по Философии, там мне всегда было "тепло и уютно" излагать свои мысли.

Всё же... я решил оставить общую тему "разочарований" на потом. Для того, чтобы не смешивать в одну кучу вещи, которые хоть и имеют некое общее зерно (в частности мысли об этой системе были основаны именно на некотором, к счастью не полном, разочаровании в некоторых людях, на основе их отношения к знаниям) Так что лучше всё же разделить идеи от простых наблюдений. И отложить. На завтра например

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Слепящее Безумие

главная