17:11 

Свобода, как доминирующий этический критерий. Тезисы

Ode To Joy
Sapienti Sat
//Писалось не сегодня (а 11 июля), просто сегодня достал из черновиков в записи.
Кратенько, без красивостей и прочей дребедени. Я так устал сегодня, что мне лень даже толковое сопроводительное слово какое-нибудь написать, как я обычно делаю. Можно бы было конечно не лениться и привести в удобочитальный вид полную версию статьи, тогда и текста было бы больше (а я всегда люблю объёмные посты), но я устал, мне болит голова, а запостить я хочу именно сегодня, а то снова забью. В общем вот, если кому из вас интересно - то милости прошу под кат.
Выглядит ну очень кратко, как-то когда в Ворде оно занимает ровно 1 страницу А4 (требование для студенческой публикации), то выглядит внушительнее.

В данной работе этика определяется как система, демонстрирующая наиболее правильный порядок человеческих взаимоотношений, то есть строго как нормативная этика. Рассматривается возможность использования свободы в качестве критерия определения с высокой долей однозначности этичности действий.
Свобода здесь понимается в абсолютном своём значении - как течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подвергалась насилию со стороны воли других действующих лиц или обстоятельств; фактически даже свобода, называемая абсолютной, несёт в себе ограничения (в самом определении говорится, что насилие над волей других лиц - не является частью свободы). Таким образом, свобода, являясь понятием ограниченным, может являться необходимым критерием.
Свобода - высшее и непреложное право человека, из которого вытекают все остальные права человека (право на жизни - свобода жить; таким образом, те, кто посягают на жизнь человека - посягают на его свободу и т.д.), исходя из этого можно определить как неэтичное любое действие, которое ограничивает чью-то свободу. Все те вещи, что являются противопоставлениями этическим ценностям (ложь противопоставляется истине, зло - добру и т.д.), по прежнему остаются неэтичными, как ограничивающие свободу: ложь ограничивает свободу знать правду, зло ограничивает ту или иную свободу, в зависимости от формы своего проявления. Однако в данном ключе все этические ценности (e.g. истина и добро) перестают быть абсолютными сами по себе, становясь производными от свободы. Они не перестают быть собой, когда входят в разногласие со свободой, но они перестают быть этичными. Не могут истина и правда считаться этичными в случае, если их адресат желал правды не слышать или не выражал желания её слышать.
Именно выражение желания, в той или иной форме, является определяющим фактором использования права на свободу. "Не желать" (неопределённость), "желать" (положительное желание) и "желать не" (отрицательное желание) являются тремя совершенно различными понятиями. В случае невыражения желания единственным не неэтичным действием будет отсутствие любого действия, вследствие неопределённости статуса свободы данного человека. Если считать этику системой, описывающей строго действия, то бездействие никогда не может являться неэтичным, так как невозможно дать этическую оценку тому, чего нет.
В теории ложь и зло также могут являться этичными, в случае если человек воспользовался своей свободой и возжелал быть обманутым. Таким образом, несмотря на то, что невозможно составить список однозначно этичных или однозначно неэтичных действий, но через отношение к свободе можно трактовать то или иное действие, как этичное или наоборот. Выражаясь математически, такое определение даёт формулу этики, а не список её значений, и свобода работает как переменная в уравнении этики.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Слепящее Безумие

главная